С 1 сентября 2024 года передача данных в государственную информационную систему «Электронная путевка» (ГИС ЭП) стала обязательной для всех туроператоров и турагентов, работающих во внутреннем и въездном туризме. Однако спустя год после вступления в силу этой нормы в профессиональном сообществе сохраняется неоднозначное отношение к системе: от признания её полезности до призывов к частичной отмене.
Александр Розенблат, генеральный директор компании «Ясофт», специализирующейся на информационной безопасности, считает, что у системы «разумные цели». По его словам, ГИС ЭП обеспечивает прозрачность ценообразования тура и позволяет государству оперативно отслеживать местонахождение туристов в чрезвычайных ситуациях. «Турист может зайти в свою электронную путевку и получить полную информацию о купленном турпродукте», — подчеркивает он.
Кроме того, Розенблат отмечает, что внедрение системы способствовало повышению уровня информационной безопасности в отрасли: «Ни в какой другой отрасли не наблюдается такого масштабного процесса» по защите персональных данных.
Как подключиться к системе?
Существует два основных способа подключения к ГИС ЭП. Первый — прохождение аттестации, которая осуществляется единовременно и требует однократной оплаты. Однако в этом случае туроператор остаётся один на один с эксплуатантом системы по всем техническим вопросам.
Второй вариант — подключение через так называемое «шлюзовое решение», при котором компания использует аттестованный канал связи, предоставляемый специализированным провайдером (например, «Ясофт»). В этом случае взимается ежемесячная абонентская плата, сопоставимая со стоимостью интернет-соединения для среднего туроператора, но при этом весь технический сопровождающий взаимодействие с ГИС ЭП берёт на себя провайдер. По словам Розенблата, это решение особенно актуально в условиях отсутствия прямого диалога с оператором системы.
Проблемы с коммуникацией и регулированием
Несмотря на декларируемую прозрачность, участники рынка сталкиваются с серьёзными трудностями в коммуникации с регулирующими структурами. Ответственность за функционирование ГИС ЭП разделена между Минэкономразвития (оператор системы) и ФСТЭК (контроль за информационной безопасностью). При этом, по словам Розенблата, отсутствует единый эксплуатант, с которым можно было бы оперативно решать технические вопросы.
Ранее взаимодействие происходило через АО «Национальные туристические технологии», где, несмотря на сложности, сохранялась возможность диалога. Сейчас же оператором выступает структура «Ростелекома», характеризуемая как «очень закрытая организация». Все обращения принимаются исключительно в письменной или электронной форме, а ответы зачастую не решают поставленных проблем. Более того, к концу 2025 года ожидается очередная смена эксплуатанта, что создаёт дополнительную неопределённость для участников рынка.
На фоне всего этого Российский союз туриндустрии (РСТ) выступает за отмену обязательного использования электронной путевки именно для внутреннего туризма. По мнению организации, система изначально создавалась как инструмент верификации объёмов реализации турпродукта и контроля за финансовым обеспечением туроператоров, но на практике оказалась неадаптированной к специфике внутренних маршрутов.
Многие туроператоры указывают, что ГИС ЭП «не подходит для туров по России», особенно для турпакетов на железнодорожном и автобусном транспорте. Кроме того, до сих пор сохраняется неясность в вопросе, какие именно данные следует передавать в систему, что вызывает затруднения у большинства участников рынка.
На фоне растущей критики правительство РФ начало обсуждать возможность отмены электронной путевки именно для внутреннего туризма. По информации Интерфакса от 10 октября 2025 года, соответствующие консультации уже ведутся на уровне Кабмина.
Таким образом, несмотря на заявленные цели повышения прозрачности и безопасности, система «Электронная путевка» столкнулась с серьёзными практическими и организационными вызовами. В ближайшее время возможны корректировки законодательства, которые определят дальнейшую судьбу проекта.